Братская могила лётчиков первого перегонного полка Краснознамённой перегоночной авиадивизии, находится на кладбище в с. Марково, в районе протоки «Портовая», дата захоронения 14.10.1942 г:

                 -   Новгородский Александр Дмитриевич, 1912г.р.;

                 -   Шведов Никифор Анисимович 1906 г.р.

На территории сельского кладбища Марково есть братская могила экипажа американского бомбардировщика А-20 «Бостон» (бортовой номер А-2013094), погибших при выполнении воинского долга. В этом месте покоятся капитан Никифор Шведов и лейтенант Александр Новгородский, разбившиеся 14 октября 1942 года. Новгородский был пилотом, Шведов – штурманом экипажа.

Группа из семи самолётов, пилотируемых лётчиками 1-го перегоночного полка, вылетела из Фэрбанкса 6 октября 1942 года и 7 числа после пересечения линии перемены дат прибыла в Уэлькаль. На первом этапе группу, которая открыла работу трассы Аляска – Сибирь, лидировал на бомбардировщике Б-25 командир первой перегоночной авиадивизии полковник Илья Мазурук. Из-за непогоды и различных неполадок самолёты добирались до конечной точки маршрута – Красноярска  33 дня, лётчики 4-го полка привели их в город на Енисее только 16 ноября. За время этого длительного перелёта были потеряны две машины. Одно из крушений произошло в районе Марково, где находился запасной аэродром. Здесь же осталось и памятное захоронение.

Возможно, что «Бостон» Новгородского и Шведова был первым самолётом, потерпевшим аварию во время перегона. Известно, что за время работы трассы в 1942 – 1945 годах на советском участке АлСиба произошло 279 лётных происшествий, включая 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломку и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек.

Братская могила лётчиков до обустройства

Братская могила лётчиков после обустройства